Кривичи

Паводле miesta.by   

Источники:

  1. У. А. Арлоў, "Таямніцы Полацкай гісторыі"

перевод командой сайта

Около семисот лет до нашей эры бронзовый век на землях будущего Полоцкого княжества сменился железным. В ту эпоху тут жили балтские племена. Полтора тысячалетия тому, во времена Великого переселения народов сюда пришло с запада сильное племя кривичей, что расселились в верховьях Нёмана, Двины, Днепра и Волги. Кривичи, что осели около реки Полоты и основали названый по ней город, получили имя "полочане". (Доктор исторических наук Георгий Штыхов считает, что "полочане" - название жителей Полоцкого княжества, иначе говоря, не этноним, а политоним.)

Последнее время преобладает мнение, что "кривичи" - это общее название большого союза племён, куда кроме полоцких входили кривичи смоленские и изборские. Обратим внимание на то, что найдревнешие летописи разделяют славян на две большие группы: у одних название имеет суффиксы "ан-ян" (поляне, древляне, северяне, бужане), у других - "ич" (кривичи, дриговичи, родимичи, вятичи, лютичи).  Летописи повествуют, что названия родимичей и вятичей походят от имён собственных князей - Родима и Вятки. У Дриговичей был Дриговит, у лютичей - Люта. Подобная основа, вероятнее всего, заложена и в названии кривичей. Их родоначальником или князем мог быть Крив, имя которого перешло позже на целое объединение племён.

От кривичей идёт родовод беларусского народа, начинается история нашей государственности и культуры. Беларусский историк, автор книги "Древняя Беларусь" Николай Ермолович, проанализировав первоисточники, археологические, лингвистические и другие данные, пришёл к выводу: "Кривичи вместе с дриговичами сыграли первостепенную роль в формировании беларусского народа. Они, бесспорно, были самым многочисленным восточнославянским племенем. Про это свидетельствует то большое пространство, на котором они расселились, а именно: от верхнего (а возможно и среднего) Понемонья до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верхнего Сожа и Десны". М. Ермолович поддержал и развил гипотезу, впервые предложенную в 1920-е года выдающимся деятелем беларусского возрождения, страдальцем национальной идеи Вацлавом Ластовским. Согласно его, до образования Полоцкого княжества существовала Великая Кривия - от Западной Березины до реки Дитвы на юге и до Вилии на севере, включая места, где позже выросли Крево и Вильня и где сконцентрированы кривические топонимы.

Бесспорное лидерство кривичей и их наследников в нашей истории стало причиной возникновения полоцко-кривической концепции беларусской государственности и культуры. В. Ластовский аргументировал её на основе научной публицистики и творческой интуиции. Философ Владимир Конан к месту заметил, что идея Великой Кривии как архетипа беларусского государства, культуры и языка "просвечивается" уже сквозь названия издававшегося Ластовским журнала "Кривич", а также его знаменитых книг "Российско-кривский (беларусский) словарь" и "История беларусской (кривской) книги".

В предисловиях к своим "Селянским песням с Нёмна и Двины" называл наш народ кричивами, а язык и поэзию кривической Ян Чечот. Его перу принадлежат труды "Кривические пословицы и поговорки". "Словарь кривических фраз". Кривичами считали себя выдающийся беларусский фолклорист и лексиколог Иван Носович (его впервые изданный в 1870 году "Словарь беларусского языка" должен, на моё мнение, иметь на своей полке каждый наш литератор) и более молодой современник Носовича Вайнислав Казимир Савич Заблоцкий, больш известный под псевдонимам Гаврила Полоцкий и Граф Сулима с Белой Руси.

В сегодняшней беларусской печати можно встретить полностью серъёзные предложения назвать беларусов кривичами, а Беларусь переименовать в Кривию. Однако будем помнить, что уверенности на этот счёт не имел даже сам Вацлав Ластовский. В 1926 году он писал: "Кривия, Русь, Литва - тройной узел, трёхэтажный лабиринт, в котором блудила и до сих пор блудит Наше национальное "я"... Отходит в даль, но не замирает имя "Кривия", "Кривичи"... Где-то в прошлом, а также глубоко в народном сознании живёт и страдает, ожидая дня своего воскрешения, полумистические имя "Кривия", которому наделено в истории народа замкнуть круг времени, быть очистительным огнём, магическим дорожным знаком, излечивающей и живительной водой Возрождения Народа".

Было бы большой ошибкой списывать "кривскую историю" в архив. Разве же она - среди живых и сегодня мифов о том, что у беларусов не было своего государства и культуры, - не свидетельствует про многовековую традицию нашей государственности? Разве не заставляет исследователей углубляться в беларусскую историко-культурную ретроспективу ?

< Назад к Городище