Софийский собор
Источники:
- І. І. Каліноўскі, "Полацк і яго ваколіцы"
вторая пол. XI в.
перевод на русский командой сайта
При князе Всеславе в столице Полоцкого княжества на Замковой горе, на будущем детинце был построен могущественный Софийский собор, первое каменное сооружение в Беларуси. Строительством этого храма начиналась каменная и архитектурная летопись Беларуси. В наши дни Софийский собор стал визиткой Полоцка.
Старинный храм пробуждает память о прошлом, его история - это летопись Полоцка. История собора началась в далёком XI в. и продолжается в наши дни, обретает новый смысл и духовную ценность. Это могущественный монументальный памятник XI-XVIII вв. Известный беларуский поэт и писатель Владимир Короткевич в стихе "Беларуская песня" задавал поэтический вопрос: "Дзе мой край?" И сам же отвечал: "Дзе Сафія плыве над Дзвіною, нібы карабель".
Греческое слово "София" означает мудрость, мастерство. Наши предки трактавали его более широко - как великую человеческую общность, изображение единства всех жителей княжества. Строили храм всей толокой с помощью греческих мастеров. На камне-известняке, найденном в фундаменте южной стены Софии, вероятно, древние мастера XI в. оставили свои автографы: Давид, Тума, Копысь, Микула, Пётр, Воришко. Почти через тысячу лет этот камень превратился в музейный экспонат и является памятником письменности XI в.
Образцом для строительства Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке была София константинопольская, возведённая в VI в. Беларуский историк и археолог С. Тарасов обращает внимание на схожесть полоцкой Софии с таким же храмом на Балканах в г. Охрид (современная Македония), созданный ранее полоцкой Софии. Он высказывает мысль, что полоцкий храм мог быть возведён под управлением или влиянием болгарских мастеров, так как известно, что на Полотчине в XII в. болгары строили храмы.
О строительстве Софийского собора в Полоцке летописи не рассказывают. Этот памятник впервые упоминается в "Житии Евфросинии Полоцкой" и в "Слове о полку Игореве. В "Списке русских городов", внесённый в летопись в конце XVI в. есть запись: "Святая София каменна о седми версех".
В X-XI вв. романский Запад переживал сложный процесс перехода от строительства деревянных храмов к каменным. Киевская Русь и Полоцкая земля довольно рано получили от Византии традиции строительства каменных крестово-купольных храмов. В будущем у полочан сложились свои традиции в архитектуре, что привело к возникновению полоцкой школы зодчества в XII в. Ростки этого уникального мастерства были заложены при строительстве Софийского собора. Образцы византийского каменного зодчества не стали механическим переносом культовых традиций Востока на нашу землю. Местные традиции оставили некий отпечаток, творческие импульсы шли и из романского Запада, но на то время они не нашли широкого распространения в искусстве Беларуси. В дальнейшем с каждым столетием ориентация культуры на западноевропейскую традицию заметно возростала.
Достоверно, что полоцкая София строилась в XI в. на месте сгоревшего деревянного храма. Собор, на мнение учёных, возводился за 5 строительных сезонов, не раз горел, перестраивался. Сначала храм был семиглавый. Известно, что по византийскому канону храм должен быть пятиглавым. Киевская София строилась с 13-ю купалами, новогородская - пятиглавая. Беларуские учёные считают, что у полоцкой Софии сначала было семь куполов - это символ семи Вселенских соборов. На Полотчине тем самым подчеркнули нерушимость веры и решений семи Вселенских соборов. Это соответствовало продуманной политике самостоятельности и независимости Полоцкой земли.
С самого начала полоцкая София была центром распространения христианства в княжестве. Шло время, менялись князья, а храм оставался религиозной сердцевиной. Он объединял около себя христиан-верующих Полоцкой земли. При соборе существовала епископская кафедра. Учёные замечают, что иногда власть епископа в Полоцке была выше власти князя. Главнейшие духовные личности заметно влияли на политическую жизнь города и княжества.
Но собор был не только религиозным центром. Его судьба - это жизнь города. Все найважнейшие события, происходившие в Полоцке, были связаны с главным храмом земли. В соборе принимали послов, объявляли войну и заключали мирные соглашения, "садили" князя на престол, хранили меры веса, укрывали драгоценности и библиотеку, основанную князем Изяславом, а также подписывали торговые договоры.
Недалеко от храма на рыночной площади около Чёрного ручья собиралось вече, которое отыгрывало значительную роль в жизни города, было своеобразной формой волеизъявления граждан. Вече ограничивало власть князя, но не уничтожало её. Для Полоцка было характерно одновременное существование вечевого и княжеского правления.
вторая пол. XVI - вторая пол. XVIII в.
На изображениях XVI в. храм имел уже пять куполов, напоминал крепость, способную обороняться. В 1607 г. София горела, но была отстроена униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем. По его заказу собор возобновлён в 1619-1622 гг. известным архитектором и строителем 1-й пол. XVII в. Андреем (Андреасом) Кромером.
Но строение Кромера пострадало от пожара в 1643 г., София была повреждена и быстро восстановлена. Большие разрушения храму были причинены в Северную войну, когда в Полоцке с 1705 по 1710 г. находились руские войска Петра I. По заказу царя собор в 1705 г. был приспособлен под склад военной амуниции и пороха. В мае 1710 г. в подвале храма произошёл взрыв пороха. Собор был сильно повреждён и много лет стоял в запустении. В период с 1738 по 1750 г. он был отстроен униатами в стиле виленского барокко. В таком виде он дошёл до наших дней. После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора, возведённого почти тысячу лет назад, остались только фундамент, западная и восточная стены на 8 и 12 м высотой, части опорных столбов, восточная опсида поднимается на высоту около 10м, а всё, что выше, относится к XVIII в.
Соперничество между католиками, униатами и православными в сфере культового строительства привело к использованию наиболее выраженных архитектурных средств барокко, к синтезу их с местными традициями. И как итог - в течение XVII-XVIII вв. на просторах Великого Княжества Литовского сформировалось своеобразное архитектурно-художественное направление позднего барокко, известное под названием виленское барокко. По времени это направление охватывает период с 1725 по 1775 г., его определяют как самобытно-искуссный феномен в контексте общеевропейского искусства.
На месте разрушенного до фундамента древнего храма возведён величественный униатский собор, отделка которого продолжалась до 1765 г. Собор перестраивался по заказу и на средства полоцкого униатского метрополита Флориана Гребницкого. Родился он в 1684 г., после окончания Виленского университета получил степень доктора богословия, в 32 года стал архиепископом в Витебске, а в 35 лет занял Полоцкую архиепископскую кафедру. Умер он в 1762 г. в своей загородной резиденции в Струнье около Полоцка. Местом его захоронения стал храм святой Софии. Это захоронение обнаружено в 1912 г.
вторая пол. XVIII - первая пол. XIX в.
В 1752-1763 гг. с левой стороны около собора был возведён 3-этажный корпус базилианского униатского монастыря, который вместе с храмом составлял один архитектурный ансамбль. К сожалению, монастырь не сохранился, его можно увидеть на открытках начала XX в. (архитектор В. Слюнченко), когда храму было возвращено обличие XVIII в.
Униаты в стиле барокко применяли алегории, знаки и символы. К символу относились как к эмоциональному восприятию невидимой сущности Бога. Например, не случайно они такую архитектурную форму храма, как Софийский собор, называли базиликой - домом Царя Небесного. Боковые стены собора воспринимались как символ Ветхого и Нового Заветов, столбы и колонны - это апостолы и пророки, вход в храм - начало рая. Ярусное разделение башен означало идею восхождения к Богу, двойственность человеческой и Божественной натуры Иисуса Христа. София была униатским храмом 243 года - с 1596 по 1839 г.
После ликвидации унии в 1839 г. собор вновь стал православным и действовал до середины 20-х гг. XX в. В войну действовал мало, правая башня была повреждена, но восстановлена после войны. Поколение полочан, рождённое после войны, помнит, как собор много лет был книгохранилищем и архивом. Настоящее возрождение его произошло только в 70-80-е гг. XX в., после чего он стал музеем архитектуры и концертным залом органной камерной музыки.
История полоцкой Софии продолжается в наши дни. Тут в идеально гармоничном синтезе сливаются неповторимое звучание органа и воодушевлённый труд зодчих-мастеров разных эпох. София и теперь является визитной карточкой города, культурным сердцем его. Каждый год в Полоцке проводятся Международные фестивали органной камерной музыки, в апреле и октябре Полоцк и София становятся музыкальным центром Беларуси.